Добавить новость
Назад



Святыни Греции. Салоники. Часть 1
Главная - Фоторепортажи

В начале августа мы с нашей прекрасной и дружной группой в 15 человек совершили паломничество к святыням Православной Греции. Проделали мы длинный и очень увлекательный путь. Самому старшему нашему паломнику было аж 84! года, но Иван Осипович с честью выдержал весь путь! Отдельно хотелось бы рассказать о нашей Александре Георгиевне, которой в этом году исполнится 80! лет. И которая за последний год совершила подряд три паломничества (два на Святую землю и последнее в  Грецию и Италию). Эти два наших "патриарха" стали для нашей группы настоящим примером для подражания. Духовный и жизненный опыт подстёгивал нас -молодых к более внимательному отношению к друг другу, терпению, молитве. В автобусе царила настоящая семейная атмосфера! Несмотря на  длинные переезды, усталость, жару нас переполняла радость от соприкосновения с Великими Святынями Христианства! Милостью Божией мы везде всё успевали, молились и причащались на литургиях у мощей святителя Спиридона Тримифунтского, святителя Николая Чудотворца и нашего соотечественника святого праведного Иоанна Русского! Пели акафисты, молитвы. Успевали даже купаться в морях и лакомиться их дарами - кальмарами, креветками рыбкой на углях! И всё это за 7 дней!

Предлагаю Вашему вниманию фотоотчёт о нашем паломничестве!

 

Часть первая. Салоники. 

Храм Кирилла и Мефодия. Салоники.

Салоники (по-гречески Фессалоники) - столица Македонии и второй по величине город и порт Греции. Он расположен на севере страны, в 520 км от Афин. Греки называют его северной столицей. Город был основан в 315 году до н.э. царем Кассандром и назван им в честь его жены Фессалоники, сводной сестры Александра Македонского. Салоники считался вторым после Константинополя городом Византийской империи. Именно в ту пору были возведены великолепные церкви и монастыри - памятники византийской эпохи, многие из которых и поныне украшают город. За 58 лет до рождения Христа в Салониках жил римский оратор Цицерон. В 40-50 г. н.э. здесь проповедовал христианство апостол Павел. Родом из Салоник были святые Кирилл и Мефодий, основоположники славянской письменности.

Салоники - это крупный культурный центр. Здесь находятся университет имени Аристотеля, славящийся своей богатейшей библиотекой, Государственный театр Северной Греции, первая греческая консерватория. Жизнь города насыщена разнообразными культурными мероприятиями в течение всего года: выставки в музее современного искусства Македонии, Национальной картинной галерее, Культурном центре Национального банка; выступления Национального государственного оркестра; представления в Государственном театре Северной Греции; праздники летом в открытом театре; песенные и кинофестивали; концерты камерной музыки. В 1997 г. Салоники был объявлен культурной столицей Европы. Здесь проходили концерты классической музыки, оперные и балетные спектакли с участием ведущих греческих и зарубежных артистов. Вот уже в течение 75 лет каждый сентябрь в городском выставочном комплексе проводится международная ярмарка HELEXPO, в которой принимают участие сотни греческих и зарубежных фирм. А в первую неделю ноября Салоники принимает участников международной выставки туризма "Филоксения". Примерно в это же время в городе проходит кинофестиваль. В течение двух месяцев (октябрь-ноябрь) здесь проводится фестиваль "Димитрия" (в честь покровителя города Святого Димитрия).

Салоники. Древняя кладка городской стены.

Салоники. Утро.

Салоники. Торговые лавочки у старой городской стены.

Гид Богдан.

Базилика построена в раннехристианском эллинистическом стиле и имеет форму четырёхугольника, к которому добавлены более поздние пристройки (придел святого Евфимия — XIII век, сводчатый перистиль для водосвятия — XV век). Для строительства использовался кирпич и камни от более ранних строений.

Базилика является пятинефной, длина храма с алтарной частью составляет 43,58 метра, ширина — 33 метра. Это самая крупная церковь в Салониках. Храм имеет два входа, ведущих в притвор. По амвону центральный неф пересекает трансепт, обрамлённый колоннадой.

Алтарная часть увенчана конхой и имеется только в центральном нефе, заканчивающимся апсидой, не выступающей за периметр храма. Справа от главного алтаря расположен выступающий на восток придел святого Евфимия, пристроенный к базилике.

 

Кровля состоит из пяти скатов (четыре пологих и один отлогий), храм не имеет купола. В каждом из боковых скатов и в нефе имеются балконы. Фасад базилики несимметричен, к левой части пристроена колокольня, увенчанная крестом. Со наружной стороны алтарной части имеются, неиспользуемые в настоящее время, входы в крипту базилики, открытые при её реконструкции в первой половине XX века.
Нефы базилики разделяет колоннада из белых, зелёных и тёмно-красных мраморных колонн. Вероятно, они были заимствованы из более старых строений (они различаются по высоте и по внешнему виду капителей). Капители весьма разнообразны; особенно изящно выглядят капители с листьями колючего кустарника, развивающегося на ветру. Этот тип был распространён в IV веке и встречается, например, в храме святого Аполлинария в Равенне. Листья имеют форму кружев и заключены в зубчатую рамку, над двумя рядами листьев имеются завитки как у коринфских капителей, а выше находится площадка, на которой держится арка. В другом типе капителей листья расположены вертикально и их кончики зубчатой формы смотрят вниз. В углах расположены завитки, на которых держится опорная площадка для арок. В некоторых местах вместо завитков в углах расположены головы баранов с витыми рогами.

 

Фронтоны арок были украшены плитами из темно-голубого или зеленоватого мрамора, а в их внутренней части имелся геометрический орнамент со вставками из белого, чёрного и красного мрамора. В настоящее время украшения на колоннаде практически отсутствуют, их внешний вид известен только по рисункам, сделанным в начале XX века.

Салоники. Базилика великомученика Димитрия

В настоящее время мощи хранятся в северном нефе базилики в мраморном кивории, созданном вместо утраченного при пожаре в VII веке серебряного (это второй мраморный киворий святого Димитрия, первый был уничтожен в 1430 году при захвате города турками). Предположительно в конце XII — начале XIII века, возможно, в период существования латинского королевства Фессалоники, они были вывезены из Салоник в Италию. Мощи были обнаружены в 1520 году в аббатстве города Сан-Лоренцо-ин-Кампо и вернулись обратно в Салоники только в XX веке: в 1978 году — честная глава, а в 1980 году — основная часть мощей (в Италии осталось шесть больших частиц).

 

Мощи с древности почитались как мироточивые (Димитрий Ростовский сообщает, что мироточение известно с VII века, но Иоанн Скилица первый письменно сообщил о том, что мироточение впервые появилось в 1040 году). Верующие, приходившие в базилику для поклонения святому, набирали миро в стеклянные ампулы, самые ранние из которых датируются XI — XII веками. Миро почиталось не только христианами. Иоанн Анагност, описавший захват города турками, сообщает что миро набирали и мусульмане, считавшие его медицинским снадобьем от любых болезней.

С XIV века вместо истечения миро-елея от мощей стало упоминаться об истечении миро-воды из колодца в крипте (первое письменное упоминание сделано в 1330 году Никифором Григорасом). В этот же период по причине исчезновения мощей из храма возникла легенда, что они были спрятаны в колодце, находившемся в крипте. Упоминания о мироточении из колодца прекратились в 1493 году, когда базилика была превращена в мечеть (православным был сохранён доступ для поклонения к кенотафу святого Димитрия, оставшемуся после исчезновения мощей).

В древности истечение мира было очень обильным — Никита Хониат описывает, как норманны, захватившие в 1185 году Салоники, кощунственно набирали миро в кастрюли, жарили на нём рыбу и мазали им обувь. Хоть мироточение мощей в настоящее время прекратилось, раку святого открывают на вечерни в канун дня памяти святого и раздают верующим вату, пропитанную ароматной жидкостью, не отождествляемой с тем миром, о котором в XIV веке писал Димитрий Хризолог.

Кровь святого

Культ крови великомученика возник уже в раннехристианский период (Димитрий Ростовский сообщает, что Лупп, раб святого Димитрия, «благоговейно взял ризу своего господина, орошенную его честною кровью, в которой омочил и перстень. Сею ризою и перстнем он сотворил много чудес.При раскопках в алтаре под престолом в крестообразном углублении в мраморном ковчеге был обнаружен стеклянный сосуд с засохшей кровью. Считается что под алтарём изначально была расположена гробница святого Димитрия в которой, по мнению ряда исследователей, в средневизантийский период была земля, смешанная с кровью. Сохранились мощевики XI—XII веков с кровью великомученика (в Великой Лавре на Афоне), с пропитанной кровью землёй (в Ватопедском монастыре на Афоне), а также с кровью и миром (энколпион XII—XIII века в Британском музее.

Мраморная часовня над ракой с мироточивыми мощами св. Димитрия

Рака с мощами великомученика Димиртия Солунского.

Внутренний дворик базилики св. Димитрия

 

В ходе реставрации удалось сохранить некоторые мозаичные полотна VII-VIII веков (остальные погибли во время пожара и известны только по фотографиям) — едва ли не единственные, пережившие в Византии эпоху иконоборчества. Трудно сказать, почему иконоборцы решили пощадить эти изображения. В мозаиках заметна античная традиция, но лики уже аскетически строги, напоминая поздневизантийские иконы. Однако, при сравнении мозаик из базилики Святого Димитрия с константинопольскими памятниками того же периода, заметно обилие восточных типов, склонность к фронтальным построениям и более подчеркнутая линейность композиций. На всех мозаиках великомученик Димитрий имеет индивидуальные черты лица, что свидетельствует о различном времени их исполнения.

Считается, что часть мозаик (расположенные над аркадой) были своеобразным вотивом, выполненным по специальному заказу, что объясняется случайным характером композиций.

Фрески и мозайки в базилике святого Димитрия

Монастырь святой Феодоры Солунской

Преподобная Феодора Солунская происходила от христианских родителей Антония и Хрисанфы, живших на острове Эгине. В совершенном возрасте святая Феодора вступила в брак. Вскоре у нее родилась дочь. При нашествии сарацин (823) молодые супруги переселились в город Солунь. Здесь преподобная Феодора посвятила свою дочь на служение Богу в монастыре, а после смерти своего мужа и сама приняла иночество в той же обители.
Трудами послушания, постом и молитвою она так угодила Богу, что получила дар чудотворения и совершала чудеса не только при жизни, но и по смерти (+ 892). Когда скончалась игумения монастыря, ее гроб хотели поставить рядом с гробом преподобной Феодоры. Тогда преподобная, словно живая, подвинулась вместе с гробом и уступила место своей начальнице, показывая пример смирения даже после смерти. От мощей ее истекало миро. Когда в 1430 году турки взяли Солунь, они раздробили святые мощи преподобной Феодоры на части.

Монастырь святой Феодоры Солунской

Вход в храм преп. Феодоры Солунской

Фреска над входом в монастырь преп. Феодоры

Преподобный Давид Солунский подвизался в монастыре святых мучеников Феодора и Меркурия. Впоследствии, поселившись близ города Солуни (Фессалоники), он устроил себе шалаш под миндальным деревом и прожил в нем 70 лет, пребывая в постоянной молитве, соблюдая строгий пост, терпя зной и стужу. Преподобный Давид получил от Бога дар чудотворений, многих исцелил от болезней. Всем, приходившим к нему, святой подвижник давал душеполезные советы. Достигнув бесстрастия, он был как бы ангел во плоти, не терпя никакого вреда, мог брать в руки горящие угли для совершения каждения. Скончался преподобный около 540 года. Мощи его почивают сейчас в монастыре преп. Феодоры.

Икона преп. Давида Фессалоникийского. Столпника.

Фреска. преп. Давид Фессалоникийский.


 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Самарская служба «Паломник» Яндекс.Метрика