Добавить новость
Назад



Армения. Фотоотчёт о поездке.
Главная - Фоторепортажи

Дорогие форумчане. Хочу поделиться с Вами впечатлениями от 2 -х недельного пребывания на благословенной Христианством земле Армении!
Об Армении я читала и знала  многое, но что эта страна потрясёт меня своей красотой настолько!...я даже не ожидала! Как говориться лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать!

 

Храм Сурб Гаянэ расположен к югу от монастыря, неподалёку от озера. Согласно летописным источникам, он был возведён в 630 году по повелению католикоса Езра на месте часовни IV века. Построенный в виде купольной базилики, он в 1652 году был капитально обновлён, а в 1683 году к его западному фасаду пристроили галерею — место погребения иерархов армянской церкви. Крайние купола галереи увенчаны изящными шестиколонными звонницами. Внешний облик храма отличается стройностью пропорций, архитектурные детали слегка оживлены орнаментальной резьбой. Над западным входом сохранилась стенопись XVII века на тему рождения Христа. В южном приделе храма, рядом с алтарной апсидой, покоятся мощи св. Гаянэ.


Перед въездом в г. Эчмиадзин стоит величественный храм Рипсиме. Рипсиме – имя мученицы, могила которой находится в склепе, под алтарем. Древнюю легенду о гибели этой римской девственницы знают все жители Эчмиадзина.

Она была христианкой и, не захотев стать женой язычника императора Диоклетиана, убежала вместе со своими подругами в Армению, где согласно рассказам было много христиан. Но здесь, в столице Вагаршапате, тоже царствовал язычник – Трдат III. Извещенный письмом Диоклетиана, он приказал разыскать беглянку, но, пораженный ее красотой, не стал отправлять обратно в Рим, а решил взять в жены себе. Но Рипсиме отказала ему, нанеся этим тяжкое оскорбление царской особе. Уговоры и угрозы не помогли. Тогда она была объявлена государственной преступницей за распространение христианства, подвергнута тяжелым пыткам и умерщвлена. На месте ее казни еще в IV веке была построена часовня. В VII веке католикос Комитас снес часовню и воздвиг нынешний храм Рипсиме (618 г.). Об этом говорит надпись на западной стене храма с наружной стороны.

Храм Рипсиме является классическим образцом центрально-купольных, крестовых сооружений. Он неоднократно разрушался и восстанавливался. В 1776 г. его территория была ограждена сырцовыми стенами с башнями; с южной и восточной сторон взамен разрешенных в XIX веке построена каменная стена. Реставрационные работы производились и в советское время.

В крипте храма рака с мощами Св. Рипсимэ.

Эчмиадзин - прежнее название которого Вагаршапат, - основан в первой половине II века на месте древнего поселения Вардгесаван. С 163 года, после разрушения римлянами Арташата, город стал политическим, культурным, а затем религиозным и просветительским центром страны.

В 301 году христианство стало государственной религией Армении.

Согласно легенде, первому патриарху Григору Лусаворичу (Просветителю) приснилось, как единорожденный, то есть Христос, сошел с неба с огненным молотом в руках и указал место для постройки собора. На этом месте в 303 году, где находился древний языческий храм, и была заложена церковь, названная Эчмиадзином, что по-армянски означает «место сошествия Единорожденного».

Поскольку Армения часто лишалась государственности, то все более возрастала роль верховного религиозного главы всех армян - католикоса. Поэтому Эчмиадзинский собор, как наиболее постоянный центр духовной власти страны, хотя и часто разрушался, но и благоустраивался больше других монастырей.

В ХV веке к западной части церкви был пристроен открытый притвор главного входа, над которым возвышалась колокольня с пышным архитектурным убранством. Тогда же были украшены внутренние стены собора. Отделка собора была закончена в 1786 году талантливым художником Овнатаняном.

Помимо орнаментов и других украшений художник написал много сцен на темы святого писания, сделал более 120 портретов c изображениями святых и апостолов, реставрировал многие старые. В течение последующих лет многие из фресок были уничтожены.

В ХХ веке была осуществлена основательная реставрация. Были укреплены колонны и арки, поддерживающие купол, а сам купол был облицован свинцом. Из мрамора был построен новый алтарь. Мрамором был замощен и пол церкви. Были обновлены и дополнены росписи внутри храма.

Редкой особенностью собора является то, что в нем, кроме главного алтаря в его восточной части, есть еще три алтаря. Два из них соответственно находятся в южной и северной части, а третий является не столько алтарем, сколько святым местом. По преданию именно на это место сошел Христос в своем явлении.


Для хранения реликвий и даров, поступающих в церковь, в 1869 году к собору были пристроены помещения, в которых сейчас находится музей. В музее хранятся святые реликвии, церковные одежды, вышитые золотом и жемчугом, посохи и кресты католикосов, многочисленные ритуальные предметы, выполненные из золота, серебра, слоновой кости. Здесь и кресла католикосов, декорированные перламутром и слоновой костью, и с литыми из серебра фигурками. В Эчмиадзине хранились также и древнейшие образцы искусства прошлого. Тут были и древнейшие рукописи, и миниатюры, которые позже были перевезены в Ереван.

Слева от входа на территорию монастыря - Эчмиадзинская типография, основанная в 1772 году, а справа - кельи монахов.

На территории монастыря находится много хачкаров. Среди них и Аменапркич (1279 года), и хачкар ХVII, перевезенный с кладбища Старой Джуги, и установленный недавно современный хачкар - жертвам геноцида 1915 года.

Эчмиадзин - резиденция армянского патриарха - католикоса всех армян. Его дворец расположен во дворе монастыря. У входа в резиденцию католикоса возвышаются  «ворота Трдата». Хотя они многократно перестраивались, но в их основании сохранились каменные блоки IV века. Полагают, что на месте этих ворот размещался дворец армянских царей.

На территории монастырского комплекса находится также и Духовная Академия святого Эчмиадзина. Это единственное в мире учебное заведение такого типа. Слушателей немного - всего 50 человек. Здесь в основном изучают следующие предметы: логику, риторику, психологию, всемирную историю, философию и языки. Из языков особенно тщательно изучают старогреческий, русский, английский, армянский - как современный так староармянский.

При монастыре была открыта и первая армянская школа.
Кафедральный собор. Эчмиадзин.

Эчмиадзин.


Монастырь Хор Вирап
Архитектурный памятник, XVII в., монастырь - крепость, расположенный на холме, поблизости от деревни Покр Веди Араратского марза. В старину здесь находился исторический город Арташат, одна из древних столиц Армении. Является одной из святынь Армянской Апостольской церкви, местом паломничества.

Вместо существующей ныне крепости-монастыря, здесь была царская тюрьма. «Вирап» на армянском языке - яма. Это заполненная ядовитыми змеями и насекомыми глубокая яма, куда бросали осужденных заключенных. По летописям известного армянского историка Агатангегоса здесь нес свои мучения Григор Лусаворич - основоположник принятия христянства в Армении (301 г.).

Согласно церковному преданию, Григор был заточен в темницу по приказу царя Трдата III, уличенный в том, что он исповедует христианство. Григорий провел в темнице 13 лет.

В 642 году католикос Нерсес Г. построил часовню, которая была изготовлена из белого известника. Часовня по своей объемно - пространственной комплекции напоминала храм Звартноц, впоследствии была разрушена.

Вместо нее в 1662 г. построенна ныне существующая церковь Св. Аствацацин (XVII в.) к которой с западной стороны прилегает звонница. Находящаяся в комплексе Хор Вирапа яма - тюрьма, в которой находился Г. Лусаворич имеет диаметр 4,4 м. и высоту 6м.

В монастыре Хор Вирапа располагалась духовная семинария. С территории монастыря, из-за особой близости, открывается необыкновенный вид на библейскую гору Арарат.
Монастырь расположен неподалёку от современной границы с Турцией! И из него прекрасно виден Арарат!



 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Самарская служба «Паломник» Яндекс.Метрика