Добавить новость
Назад



Армения. Фотоотчёт о поездке. Продолжение.
Главная - Фоторепортажи
Гегард – старинный монастырь, первые постройки которого были сооружены еще в IV веке н.э. Название «Гехард» переводится как «Копье». По преданию, в монастыре хранилось копье, которым распятый на кресте Христос был пронзен одним из римских стражников. Наконечник копья хранится в музее Св.Эчмиадзина.
Особенно интересны красивейшие церкви, а также монашеские кельи, высеченные в скале. Гегарт - в ущелье реки Гарни, в сорока км. к юго-востоку от Еревана, комплекс памятников Армянской средневековой архитектуры. Внутри ограды находится крестово - купольная церковь св. Аствацацин (1215 г.), украшенная резьбой и рельефами, четырех столпный гавит (1225 г.), две купольные, высеченные в скале церкви (одна с притвором - усыпальницей; обе 1283 г., четырех столпная усыпальница 1288 г. и др. Вне ограды - полупещерная церковь св. Григория XII в.).











Монастырский комплекс Нораванк расположен на уступе извилистого глубокого ущелья притока реки Арпа, близ селения Амагу Вайоцдзорского марза. Причудливы массы отвесных красных скал, окружающие Нораванк. Основанный на месте древней обители, он получил развитие во времена правления сюникских князей Орбелянов. В XIII-XIV веках монастырь стал резиденцией сюникских епископов, что превратило его в крупный религиозный, а затем и культурный центр Армении, тесно связанный со многими местными очагами культуры, в первую очередь, с находившимся вблизи Гладзором, с его прославленным университетом и скрипторием.

Древнейшей постройкой Нораванка является, дошедшая до нас в руинах, церковь Карапета, IX-X веков. К северу от нее расположен главный храм, также посвященный Св.Карапету, возведенный в 1221-1227 годах. Церковь Григория, или усыпальница Орбелянов, пристроена зодчим Сиранесом в 1275 году к северной стене церкви Карапета.

Притвор, возведенный в 1261 году, по-видимому, был четырехстопным. В 1321 году, очевидно, разрушенное землетрясением здание получило новое покрытие в виде огромного каменного шатра, имитирующими деревянное покрытие народного жилища типа «азарашен», что сделало это сооружение резко отличающимся от других аналогичных строений Армении.

Стрельчатый тимпан парного окна над дверью украшен уникальным рельефным изображением Бога-отца, правой рукой благословляющего распятие Христа, а в левой, держащего голову Адама, выше которой помещен голубь, - Святой дух. В правом углу тимпана - голубь-серафим; пространство между ним и фигурой бога-отца заполнено надписью, уравновешивающей композицию сцены распятия. Смысловой центр рельефа - лицо Бога-отца. Фигуры выполнены высоким рельефом.

Рельефы обоих тимпанов отличаются монументальностью и законченностью. В отличие от подобных рельефов, на порталах церквей Аставацацин в Арени и в Вернашене, рельефы притвора Нораванка заполняют всю плоскость тимпанов, обрамление которых композиционно связано с обликом всего здания.

Расположенная к юго-востоку и под углом к церкви Карапета и его гавиту, церковь Аствацацин, называемая, по имени ктитора Буртела Орбеляна, Буртелашен окончена в 1339 году. Это последняя работа Момика; возле церкви находится его надгробный хачкар, небольшой, скромный по убранству, датированный тем же годом.

Назначение церкви Буртелашен - также мемориальное. Ее прямоугольный в плане первый этаж служил родовым склепом, а второй, крестообразный в плане, - поминальным храмом, который, вместо купола, был увенчан многоколонной ротондой.

Особенно богато разработан западный фасад: в нижнем этаже - Богоматерь с младенцем и архангелы Гавриил и Михаил по сторонам ее; в верхнем - поясное изображение Христа и фигуры апостолов Петра и Павла. Весьма интересна ктиторская группа, оригинально размещавшаяся на трех колоннах западной части ротонды Буртелашена. Она состояла из объемных изображений: сидящей на троне Богоматери с младенцем и стоящих двух мужчин в богатых одеяниях, из которых один держал в руках модель храма. На территории комплекса сохранилось несколько хачкаров. Интересен хачкар 1308 года работы Момика. Как и в хачкаре Нор-Гетика работы Павгоса, вся поверхность его покрыта мелкой резьбой.













Горная речка по дороге в Татев.


* 243554.JPG (74.57 Кб, 640x360 - просмотрено 23 раз.)




Татев!
Татев — один из самых знаменитых средневековых монастырских комплексов Армении. Расположен вблизи одноименного села недалеко от города Горис, над обрывом глубокого каньона высокогорной реки Воротан на северо-востоке Сюникской области (юго-восток Армении). Чтобы проехать к монастырю, нужно пройти 500-метровый каньон Алидзор через природный Сатанинский мост, рядом с которым расположены целебные теплые серные источники.
В IX веке труднодоступный монастырский комплекс стал резиденцией сюникского митрополита, который владел обширными землями, ремесленными мастерскими, собирал налоги с сотен сел. Монастырь-крепость, который считается выдающимся памятником средневекового армянского зодчества, включает в себя церкви святого Григория (IX в.), Петра и Павла (X в.) и надвратную церковь Богородицы (XI в).
Одной из достопримечательностей монастыря является воздвигнутый в 904 году девятиметровой восьмигранный качающийся столб, увенчанный хачкаром. От сейсмических колебаний и даже от прикосновения человеческой руки столб, называемый по-армянски «гавазан», может наклоняться и самостоятельно возвращаться в исходное положение. Колебания маятника предупреждали население монастыря о землетрясениях, а также о приближении вражеских войск.
Население монастыря составляло в X веке около тысячи человек. Являлся религиозным и политическим центром Сюникского княжества; здесь располагался крупный культурный центр со скрипторием, библиотекой и одним из известнейших университетов в Армении, просуществовавшим с перерывами около 70 лет — с середины XIV в. до 1415 г. Период наивысшего расцвета университета пришелся на 1370-1410 гг., когда во главе университета стояли видные ученые Ованнес Воротнеци и Григор Татеваци. Татевский университет имел 3 факультета: философско-богословский, каллиграфии и миниатюры, музыки. Число студентов достигало 60-80 человек. В учебную программу входили все отрасли средневековой науки: физика, математика, богословие, философия, астрономия, история, грамматика и др.
Татевский монастырь был полуразрушен землетрясением в 1931 году.
Сейчас в монастыре живёт один иеромонах Михаил и приезжающий к службам диакон.



























 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Самарская служба «Паломник» Яндекс.Метрика