Добавить новость
Назад



По пути преподобных старцев
Библиотека паломника - Публикации
Паломнические заметки
 
В этом году руководитель по поездкам на автобусе Елена Александровна Роднина разработала новый интересный маршрут, объединивший в себе две главные святыни Русской Православной Церкви - Свято-Троицкую Сергиеву Лавру и Свято-Введенскую Оптину пустынь. Планировалось посетить и еще несколько святых обителей.

Отслужив возле автобуса молебен о путешествующих, мы отправляемся в Православное паломничество. Правда, с чувством некоторой необычности нашей поездки. Автобус с надписью «Самарский паломник» на самом деле с саратовскими номерами, и везут нас водители из Саратова! Самарских комфортабельных автобусов, к сожалению, не нашлось: их хозяева предпочитают летом возить людей на Черное море, что гораздо выгоднее. Другое обстоятельство вообще необычно для нашего времени. Один из саратовских водителей, Олег, не желая оставлять своего напарника Александра в недельной поездке одного, поехал в дальнюю дорогу с воспалением легких! Что это – безрассудство или христианская жертвенность, стремление положить свою душу «за други своя»? А ведь этот водитель, мягко говоря, человек нецерковный. Как бы там ни было, без его самоотверженности вряд ли бы состоялась наша поездка. И мы соборно молились за Олега, пришлось, конечно, обращаться и к лекарствам. Слава Богу, он выдержал поездку до конца, и руль в его руках был так же послушен, как и прежде.
Автобус с паломниками - это маленькая церковь на колесах. В пути мы вместе вычитываем утренние и вечерние молитвы, читаем акафисты, слушаем подробные рассказы о тех местах, куда едем, священник отвечает на вопросы, объясняет, вразумляет.
Интересно: чем ближе мы подъезжаем к Москве, тем больше восстановленных старых храмов попадается нам на пути. То ли меньше их там разрушили в годы безбожия, то ли быстрее восстановили, чем в бедных российских провинциях.
Первой Православной святыней в нашем путешествии стала Свято-Тихонова Калужская пустынь.
Само слово «монастырь», кстати, переводится как «одинокая звезда» («моно» - один, «астра» - звезда) и выражает стремление человека уйти из мира и всецело посвятить себя служению Богу, чтобы, отражая в своей душе Его Свет, светить другим людям.
Множество исцелений происходило и происходит по молитвам Тихона Калужского не только от его мощей, но и на его святом источнике и от дуба, где он подвизался. Дуб этот не сохранился, на его месте сейчас возведена часовня, а рядом растет небольшой дуб с дуплом, видимо, выросший от одного из побегов прежнего дуба. В дупле лежат записочки с просьбами к преподобному, от этого дуба тоже происходят исцеления. Вот один из случаев, произошедший летом 2001 года. Руководительница группы паломников, направлявшихся в обитель преподобного Тихона, была укушена осой в язык. Язык распух, и сильная боль не давала ей покоя, к тому же женщина не могла говорить, а ведь от экскурсовода ждут рассказа о святых местах, где побывали паломники. Когда они приехали в монастырь, руководительница группы прикоснулась к чудотворному дубу. К ее удивлению, боль сразу же прекратилась. А после купания на святом источнике, который находится в двух километрах от обители, исчезла и опухоль. Пораженные таким чудом, паломники благодарили Тихона Калужского за его скорую помощь.

Духовный оазис России

 

Мы подъезжаем к известной на весь Православный мир обители, где просияло целое созвездие преподобных старцев. Здесь в 1993 году произошло неслыханное в истории Православия злодеяние - убийство сатанистом на Пасху ритуальными мечами с тремя «шестерками» трех насельников монастыря, освятивших оптинскую землю мученической кровью: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта. В память убиенных монахов возведена часовня, где совершаются панихиды перед их чудотворными крестами и могилами. В Страстную Пятницу 1994 года здесь же, недалеко от Иоанно-Предтеченского скита, был ритуально - двенадцатью уколами английской булавкой вокруг сердца и тринадцатым в сердце - убит 24-летний паломник из Тольятти Георгий Ефимчук. Но об этом известно гораздо меньше. Работники местной прокуратуры квалифицировали смерть молодого человека как... самоубийство, что для Православного человека выглядит совершенно неубедительным. К тому же в Великую Среду Георгий соборовался, а в Великий Четверг исповедался и причастился...
Традиции старчества в монастыре сохраняются. Многие едут сюда за советом и молитвами к схиигумену Илию (Ноздрину), одному из самых опытных в России духовников. Когда-то рекомендацию для поступления в семинарию ему писал покойный самарский старец-протоиерей Иоанн Букоткин, давший отцу Илию первые наставления в духовной жизни. Недавно самарская паломница привезла ему в Оптину земельку с могилы отца Иоанна, чему схиигумен Илий сильно обрадовался. Он, кстати, в январе 1998 года постриг здесь в схиму блаженную Марию Ивановну Самарскую.
Молитва старца Илия очень сильная. Однажды к нему в скит доставили смертельно раненного в Чечне офицера-разведчика, который пять месяцев провел без сознания в разных госпиталях. Врачи ничего не могли сделать: пуля находилась в пяти миллиметрах от сердца. Схиигумен Илий помолился над офицером (а читал он молитву «Да воскреснет Бог»), и случилось невозможное для врачей, но возможное для Бога: офицер открыл глаза, сознание вернулось к нему. После этого началось выздоровление.
...Помню, как по окончании ранней Литургии во Введенском храме отец Илий с солеи раздавал людям просфоры и как его всегда улыбающееся мягкой улыбкой лицо светилось какой-то тихой неземной радостью...


Обитель преподобного Пафнутия


Вскоре мы приехали в Боровск, чтобы помолиться в Рождества Богородицы Свято-Пафнутьевом мужском монастыре. В начале 1990-х годов началось его возрождение после большевистского разорения. Сейчас монастырь известен тем, что в нем подвизается духовник обители схиархимандрит Власий (Перегонцев), к которому за утешением, советом, исцелением едут со всей матушки-России.
Когда-то отец Власий учился в Смоленском мединституте на врача, но не смог закончить обучение. Будучи из верующей семьи (его бабушка схимонахиня Михаила с раннего детства воспитывала мальчика в вере и благочестии), он тайно ходил молиться в величественный Успенский собор, прислуживал там. Времена были послевоенные, свою веру люди скрывали даже от близких людей. Поэтому девушка, с которой встречался молодой человек и планировал на ней жениться, ничего об этом не знала. Но так как ее жених постоянно куда-то пропадал, она заподозрила, что у нее появилась соперница, и решила проследить за своим избранником. Обнаружив его в церкви, девушка задумала избавиться от такой «соперницы», чтобы покрепче привязать к себе своего жениха, и сообщила об этом в ректорат института. Началась травля верующего студента-медика, обычная для того времени. Молодой человек выбрал Церковь и ушел из института, покинув Смоленск. Он уехал в Козлов, где судьба свела его с отцом Иларионом (Рыбарем), гостившим у своей сестры монахини Анны. По его приглашению огорченный предательством невесты несостоявшийся медик уехал вместе с ним в Закарпатье, в монастырь Флора и Лавра. Там ему пришлось поменять имя, так как пропавшего студента объявили во всесоюзный розыск. Через пять лет послушания отец Власий был пострижен в иноки и одиннадцать лет был келейником у своего духовного наставника отца Илариона. Во время хрущевских гонений монастырь закрыли, пришлось ему возвращаться в Смоленск, идти на поклон к уполномоченному по делам религии и выправлять настоящие документы. На слова уполномоченного: «Зачем ты меняешь белый халат советского врача на черную рясу попа? Откажись, и мы тебя восстановим в институте», - отец Власий ответил: «Нет, изменить уже ничего нельзя!»
Он пошел к смоленскому Владыке Гедеону, и тот взял его в собор. Начинал будущий духовник Пафнутьева монастыря с уборки алтаря, потом стал псаломщиком, регентом, диаконом, священником, келейником Владыки. Когда Владыку Гедеона перевели на Новосибирскую кафедру, поехал с ним. Через некоторое время по его благословению уехал служить в Тобольск у мощей Святителя Иоанна Тобольского. Здесь начались новые скорби. Недоброжелатели даже добились у Патриарха Пимена запрещения отцу Власию в служении. В тяжелом состоянии духа, в одном подряснике и скуфейке он уехал сначала в Тюмень, а потом отправился к известному подвижнику Архимандриту Серафиму (Тяпочкину) в село Ракитное Белгородской области. Отец Серафим утешил его и сказал, что сам он через все это прошел, а правда рано или поздно откроется. Отец Власий попросил подвижника постричь его в тайную схиму, «так как не знаю, придется мне еще служить или нет», - объяснил он. Архимандрит Серафим, видя душевную скорбь просителя, не отказал ему. Так отец Власий стал схимником с тем же именем, только в мантии он в честь Власия Севастийского, а в схиме в честь Власия Кесарийского.
По благословению Митрополита Калужского и Боровского Климента схиархимандрит Власий духовно окормляет Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. По мнению тех, кто его знает, Господь наделил отца Власия даром духовного рассуждения, утешения, провидения. Один раб Божий на источнике Тихона Калужского говорил мне о нем: «Отец Власий как рентген - насквозь просвечивает!» Хотя сам духовник Боровской обители по смирению этого не признает и говорит: «Разнесли обо мне славу, что я чуть ли не какой-то провидец, а я просто в свое время серьезно занимался иридодиагностикой - определением болезни по радужной оболочке глаза. Смотрю человеку в глаза и вижу по определенным сегментам роговицы, что у него болит». Тем не менее к нему не прекращается большой поток страждущих, в том числе и священнослужителей.
Отец Власий говорит очень просто, доходчиво. В первую очередь объясняет элементарные для Православного человека истины. Об онкологических заболеваниях он сказал так: «Всякая болезнь имеет две причины - медицинскую и духовную. Вот человек находится в состоянии непрощения. Его кто-то сильно оскорбил, обидел, а он не прощает обидчика. В таком случае всегда развивается онкология. Всегда».
На следующее утро нас встречал величественный и тихий Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь в Истре.


Последний приют Патриарха Никона


Святейший Патриарх Никон кроме многих трудов на церковном и государственном поприще стремился к возвышению монашества и монастырской жизни. Его благословением и попечением был устроен Воскресенский монастырь под Москвой. Все в нем напоминало о Святой Земле. В 1657 году Патриарх в присутствии Царя Алексея Михайловича освятил первую деревянную церковь в честь Воскресения Господня. Царь, осматривая с горы окружающую местность и, плененный ее красотой, сказал Святителю: «Сам Бог изначала определил место сие для обители; оно так прекрасно, как Иерусалим». Услышав эти слова, Патриарх Никон назвал основанный им монастырь Новым Иерусалимом, гору, где они стояли с Царем, - Елеоном, мелководную Истру – Иорданом, лес – Гефсиманским садом, и так многим местам дал святые имена. В 1658 году по чертежам и моделям Храма Гроба Господня, полученным из Иерусалима через Арсения Суханова, Святитель заложил дивный по архитектуре собор с 29 приделами. Во время добровольного заточения в этом монастыре он при начале строительства собора сам носил кирпичи, известь, воду. Закончен собор был уже после его праведной кончины. Здесь, на Голгофе, находящейся на втором ярусе храма, в приделе Животворящего Креста Господня, Патриарх Никон отслужил последнюю Литургию перед осудившим его собором и долгой ссылкой, в конце которой он принял великую схиму. В этом же соборе Святитель был погребен в августе 1681 года в присутствии и при участии Царя Алексея Михайловича, со слезами читавшего по нему Псалтирь и певшего вместе с церковным хором.
Сейчас Храм Гроба Господня передан Русской Православной Церкви, хотя сам монастырь еще остается в ведении музея-заповедника. В восстанавливаемом центральном приделе Воскресения Христова стоит такая же по размерам Кувуклия с приделом Ангела, как и в Иерусалиме. В ней находятся точные копии Камня помазания и Гроба Господня. Мы все по одному проходили в Кувуклию, прикладывались к святыням, а потом я помазывал всех маслом из лампады.
Гробница Патриарха Никона находится в действующем приделе Иоанна Крестителя. Послушник Александр, проводивший экскурсию по монастырю, рассказал, что и в наше время есть случаи исцелений от гробницы Святителя по вере его почитателей. В этом же приделе мы приложились к чудотворному списку Тихвинской иконы Божией Матери. Когда-то до революции в Воскресенском монастыре хранилась чудотворная икона Божией Матери «Троеручица». В действующем Успенском приделе стоит ковчег с десницей святой мученицы Татианы, чему я был особенно рад.


Сердце земли Русской


Несмотря на то что территория Лавры, особенно летом, наполнена не только паломниками, но и любопытными туристами, галдящими иностранцами, мало понимающими, где они находятся, на оставшийся еще здесь музей, по-современному отремонтированные и обставленные церковные магазины и лавки, кафе, - все равно в ней чувствуешь неизъяснимую благодать и духовное успокоение. Здесь действительно как в прозрачной капле воды отражается состояние нашего общества. Иду по Лавре и вижу такую картину. Напротив алтаря Успенского собора на лавочке сидит наша соотечественница, молоденькая девушка: в джинсах, нога на ногу, в левой руке сигарета, в правой сотовый телефон, по которому она громко говорит о покупке каких-то тряпок. Полное отсутствие страха Божия, да и просто элементарной культуры. Можно ли назвать ее русской? Сомневаюсь. Дай ей Бог вразумления.
И все же, все же – море неисчерпаемой благодати. Не только в монастыре, но и во всей земле русской. По молитвам ее чудного игумена и печальника. Помню, как несколько лет назад после братского молебна я первый раз приложился к открытым мощам Преподобного Сергия. На меня дохнуло такой мощной волной благоухающего мира от его честной главы, что на какие-то доли секунды я потерял сознание и забыл, где нахожусь. И эта Божия благодать великой святости касается сердца каждого верующего человека и дает ему духовное утешение и новые силы.
В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре мы неожиданно встретили игумению Дивеевской обители Сергию, заехавшую поклониться мощам своего Небесного покровителя. Дивеево для самарцев что второй дом, а самарские паломники там как родные. Матушка Сергия встретила нас с Еленой Александровной очень радушно, одарила подарками из своего монастыря, попросила молитв.
Открытость Лавры современному миру для ее насельников служит с одной стороны соблазном, а с другой – утверждением в правильности своего выбора, что они хотя бы внешне отрешились от этой безплодной суеты сует. Никакая мирская грязь не способна омрачить ту восполняющую и врачующую благодать, которая пребывает в святых монастырях и храмах. Мало того, Лавра сама пытается с помощью этой благодати изменить лежащий во зле мир. В последние годы паломники часто видят на территории монастыря подростков в камуфляжной форме в сопровождении священника. Оказывается, по инициативе лаврского наместника Архимандрита (ныне – Епископа) Феогноста при монастыре созданы школа-интернат для бездомных детей, странноприимный дом и военно-патриотический клуб «Пересвет», который задуман как школа перевоспитания для трудных подростков Сергиева Посада. Наставники клуба – лаврские насельники и сергиево-посадские священники. Есть среди них и те, кто прошел Афганистан, Чечню и другие горячие точки. Ребята занимаются в клубе различными видами спорта, боевыми искусствами, военной подготовкой, что привлекает не только трудных подростков, но и сергиево-посадских мальчишек и девчонок.
Покидая главную монашескую обитель России жарким июльским днем, мы не могли не заехать в Радонеж, где провел свое детство Игумен земли Русской. И были утешены купанием в прекрасном святом источнике и сильным, но коротким летним дождем. С площадки перед храмом открывается изумительный по красоте пейзаж. Эти леса, холмы и луга первыми услышали молитвенные воздыхания отрока Варфоломея. Здесь была его духовная колыбель. Глядя на окрестности Радонежа, всем сердцем понимаешь, насколько красива, величава и благодатна Русская земля.


Священник Сергий Гусельников
г. Самара
31.08.2007

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Самарская служба «Паломник» Яндекс.Метрика